Когда говорят о каком-то новом Интернет-проекте, то часто можно услышать, что этот проект предлагает услуги, предоставляет сервисы или осуществляет работу согласно современной концепции Web 2.0 (а в последнее время уже можно услышать и о концепции Web 3.0). Что же это за концепция? Какие правила и условия к веб-проектам она выдвигает?

Впервые понятие «Web 2.0» употребил в своей публикации американский издатель Тим О’Рейли  18 октября 2005 года. Согласно определению О'Рейли, Web 2.0 – это методика проектирования систем с учетом сетевых взаимодействий, т.е. приложение становится лучше с возрастанием числа его пользователей. Таким образом, Web 2.0 не является каким-либо четко сформулированным стандартом, концепцией или технологией создания сайтов и приложений, более того, автор подчеркивает, что это скорее философия построения web-приложений.

Существует огромное количество определений и объяснений этого понятия, однако, чтобы лучше понять их нужно немного углубиться в историю и узнать, что же было до появления Web 2.0

Крах «доткомов»

На сегодняшний день существование сайта какой-либо организации, предоставляющей товары или услуги является обыденной вещью (наоборот, отсутствие такового вызывает подозрения). Однако в середине 1990-ых сайт в сети являлся настоящим технологическим чудом с точки зрения ведения бизнеса. Именно поэтому большое количество компаний объявляло своим основным направлением коммерцию в Интернете (домен .com). С 1995 года стоимость акций интернет-компаний неустанно росла, тем самым вызывая еще больший рост количества таких компаний. Раздувался, так называемый, экономический пузырь, который 10 марта 2010 года лопнул (в течении дня индекс интернет-компаний резко упал с рекордно высокого уровня). Это, конечно, повлекло за собой волну банкротства, следствием чего стало резкое падения уровня доверия к интернет-бизнесу.

О’Рейли утверждает, что именно «крах доткомов», а также существование компаний его переживших свидетельствует о существовании Web 2.0.  Другими словами обанкротились именно те компании, которые были построены по принципам Web 1.0, при котором компания-поставщик услуг определяет форму и содержание контента, правила его предоставления (поставки конечному пользователю). Концепция предполагала централизацию Интернета, ведение жестких правил и условий предоставления контента пользователю.

Можно рассмотреть таблицу в которой указаны примеры, от которых отталкивался О’Рейли в своем исследовании:

Web 1.0 Web 2.0
Doubleclick Google AdSence
Ofoto Flickr
Akamai Bit Torrent
Mp3.com Napster
Britannica Online Wikipedia
Персональные сайты Блоги
Спекуляция доменными именами Поисковая оптимизация
Оплата рекламы по количеству показов Оплата рекламы по количеству переходов
Извлечение данных из HTML Веб-сервисы
Каталоги (таксономия) Теги (фолксономия)
Публикация Соавторство

 

Принципы Web 2.0

Теперь уже можно выделить основные принципы концепции Web 2.0:

  • Основа на web
    Приложение должно полностью базироваться на web, то есть быть полностью доступно из браузера, без необходимости устанавливать дополнительный контент или программы для отображения содержимого или получения дополнительного функционала либо другой подготовительной работы со стороны пользователя
     
  • Веб-сервисы
    Этот подход позволяет веб-приложению получать данные от другого веб-приложения без проведения дополнительных действий
     
  • Mash-up
    Возможность создавать веб-сервисы с помощью других веб-сервисов
     
  • Социализация
    Ключевая особенность Web 2.0. Предполагает взаимодействие пользователей между собой. Web 1.0 вообще не предполагал никакого взаимодействия между пользователями. Порой сайты Web 2.0 вообще представляют собой только площадки для пользователй, которые собственно и создают весь контент (социальные сети, вики-проекты и т.д.)/
     
  • Теги
    Использование тегов упрощает поиск схожей информации, не вынуждает пользователя пользоваться каталогами
     
  • Характерные технологии и дизайн
    Для Web 2.0 характерно использование технологий, упрощающих использование веб-приложения. Это могут быть AJAX, RSS, HTML5+CSS3, а также сам дизайн сайта

Особенности проектирования веб-приложений согласно Web 2.0

Исследовав само понятие Web 2.0, можно определить основные принципы при проектировании сайта:

  • Ориентация на веб-серфинг
    Пользователь не заинтересован в чтении больших блоков информации, его нужно привлекать с помощью выделенных слов или баннеров, то есть следовать принципам захвата внимания
     
  • Дружественный UI
    Пользователю не нужно тратить время на изучение нового интерфейса, все должно быть логично и максимально упрощено. Пользователю всегда должно быть понятно как выполнить то или иное действие (написать пост, опубликовать фото, скачать материал)
     
  • Однородность
    Большинство решений (социальные сети, форумы, новостные ленты) уже имееют четкий устоявшийся формат. Часто не стоит придумывать что-то новое, так как велика вероятность того, что пользователь выберет то, что привычнее

При проектировании веб-приложения согласно концепциям Web 2.0 необходимо учитывать следующие особенности:

  • Сайт должен загружаться быстро
  • Сайт должен быть оптимизирован для выполнения своей основной задачи
  • Содержанию сайта должен соответствовать его дизайн
  • Информация должна быть легко читаема и быть свободна от орфограических и грамматических ошибок
  • Не должно быть элементов затрудняющих восприятие информации

 

Как вы уже поняли четкого понятия, что же такое Web 2.0 не существует, хотя в связи с современными правилами раскрутки сайтов ярлык Web 2.0 навешивают практически любому проекту (это придает проекту дополнительный уровень). Однако, в большом количестве случаев этот ярлык, собственно, сами авторы и навешивают.

В целом, любой веб-проект в создании или наполнении которого учавствуют сами пользователи можно отнести к Web 2.0